Публичное выступление
 
 Спонсоры проекта
Надёжное средство от педикулёза - мыло дегтярное от вшей, содержит 10% дёгтя.
 
 В день выступления

Подготовка помещения


По прибытии на место, где вы выступаете, вам необходимо проверить расстановку мест для слушателей и то оборудование, что используется в этом помещении. Публика должна вас хорошо видеть и хорошо слышать. Если вас будут отделять от публики физические барьеры, вы не сможете установить с ней и психологический контакт. В тех случаях, когда слушатели сидят за письменными столами, или если вы решите выступать с трибуны или кафедры, ваша связь с публикой не будет такой прямой и открытой, какой она могла бы быть. Многие любят выступать с кафедры, потому что в этом случае слушателям видна только верхняя часть их тела и не видны трясущиеся колени и судорожно дергающиеся ноги. Кафедра - символ авторитарности, но она устанавливает барьер между оратором и слушателями, к тому же ораторы невысокого роста выглядят за ней совсем карликами. Если публика видит вас в полный рост и вы при этом, несмотря на их пристальные взгляды, сохраняете спокойствие, то это поможет вам обрести власть над публикой. Она начинает воспринимать вас как человека, которому нечего скрывать. Если вы все же решаете пользоваться кафедрой, то пусть она будет для вас базой, к которой вы время от времени будете возвращаться. Эти перемещения также помогают удерживать интерес публики.


Иногда сиденья для слушателей закреплены на одном месте и с этим уже ничего не поделаешь. Но там, где это возможно, попробуйте расставить сиденья таким образом, чтобы их расположение не напоминало классную комнату. Легче всего найти подход к людям тогда, когда они сидят кругом или полукругом. При такой расстановке можно установить прямой контакт практически с каждым слушателем и свести на нет присутствие дремлющих на задних рядах слушателей.


Планировка мест в зале может оказывать сильное психологическое воздействие как на публику, так и на выступающего. Самая устрашающая планировка мест для оратора - амфитеатр - принята во многих университетских лекционных залах, Оратор при этом располагается на самом низком уровне, а публика смотрит на него сверху вниз с рядов. Если вы нервничаете, то в этой ситуации будете казаться себе маленьким, незначительным и подавленным.


Когда оратор выступает со сцены, уже сама его позиция наделяет его авторитарностью. Публика в буквальном смысле смотрит на вас снизу вверх. Это различие уровней создает дистанцию между вами, и вам будет практически невозможно идентифицироваться с публикой и дать ей возможность почувствовать себя раскованно.


Проверьте температуру воздуха в помещении и, если там слишком жарко или слишком холодно, постарайтесь исправить это положение. Необходимо также тщательно проветрить помещение - невозможно вызвать интерес к своей речи, если людям после обильного обеда со спиртным придется сидеть в душной комнате.


Сделайте так, чтобы во время выступления вы были хорошо освещены и чтобы всем слушателям было видно вас. Если вы будете стоять в тени, это создаст дополнительную нагрузку на зрение слушателей, которым придется смотреть на вас в течение длительного времени. До начала мероприятия не забудьте проверить все оборудование. Если вы пользуетесь микрофоном, проверьте уровень его громкости. Если вам повезет и до начала мероприятия помещение будет некоторое время в вашем полном распоряжении, неплохо было бы устроить маленькую репетицию и произнести несколько кусков из своего выступления, чтобы почувствовать, насколько поднимать голос и насколько экспансивные принимать позы. Такая мини-репетиция поможет вам почувствовать, что вы закрепили за собой эту территорию.

 

Взаимоотношения с публикой


Во время выступления вы можете сбиться, запнуться на труднопроизносимом слове, не суметь скрыть свое волнение, но если вам удастся установить взаимопонимание с публикой - вы ее завоюете. Взаимопонимание с публикой зависит в определенной степени от вашего отношения к данному выступлению. Если вы верите в то, что вам есть что сказать людям, если вы стремитесь к тому, чтобы поделиться с людьми своими мыслями, то они воспримут вас положительно. Воспользуйтесь следующими советами:

  • Во время выступления лучше стоять, а не сидеть. Когда человек стоит, его энергетический уровень значительно выше и он выглядит более внушительно. Сидя, вы как бы принимаете оборонительную позицию, так как часть вашего тела оказывается закрытой. В некоторых ситуациях, например для полицейского, выступающего перед группой детей, уместнее будет сидеть, так как при этом он становится на один уровень со слушателями и выглядит менее устрашающе. Стойте, выпрямившись во весь рост, в свободной непринужденной позе. Если вам предстоит длительное выступление, например лекция или семинар, то начните, по крайней мере, стоя, с тем чтобы установить свою авторитарность. Сидя, вы становитесь как бы одним из слушателей, поэтому если вы хотите, чтобы публика почувствовала себя раскованно, если вы хотите завоевать ее доверие, то вы можете сесть на определенном этапе своего выступления, например во время вопросов.
  • Обозначьте для себя базовую территорию, т. е. заставьте себя стоять спокойно и непринужденно на одном месте. Чем большая площадь окружает это место, тем лучше. У многих людей вошло в привычку облокачиваться на мебель или на какие-либо предметы. Если поставить в пустой комнате только один предмет мебели, то почти каждый, войдя в эту комнату, тотчас же направится к этому предмету. Это свидетельствует о том, что большинство людей нуждаются в некой опоре. Чем меньше вы будете нуждаться в опоре, тем лучше. Вы можете затем покинуть свою базовую территорию и свободно двигаться по помещению, но все же в начале выступления стоит показать публике, что вы можете непринужденно стоять на одном месте.
  • Избегайте проявления инстинкта "бегства": старайтесь не пританцовывать, не притопывать ногой, не вилять бедрами и не вставать на цыпочки в позу балерины. Желательно "приковать" себя к одному месту.
  • Постарайтесь не закрывать руками переднюю часть тела. Приняв оборонительную позу, вы поселите в публике недоверие к себе и сомнение в своей искренности. Мы обычно складываем руки на тех местах, которые, как чувствует наше подсознание, нуждаются в защите. Эта поза напоминает также викария, который собирается произносить вечернюю молитву - мало кого может вдохновить перспектива присутствия на церковной службе. Поза со сложенными за спиной руками выглядит очень официально и напоминает людям полицейского или военного. Сложив подобным образом руки в начале выступления, вы лишите себя возможности использовать естественную жестикуляцию, и с каждой минутой вам будет все труднее сменить эту позу,

Во время выступлений на публике люди нередко принимают самые необычные позы. Например, на одних из моих курсов один из учащихся с начала до конца выступления держался за свой зад. (Думаю, Фрейду было бы что сказать по этому поводу.) Попробуйте стоять так, чтобы ваши руки свободно висели вдоль туловища. Если вы чувствуете при этом себя напряженно, попытайтесь расслабить плечи и легонько потрясти руками и пальцами, чтобы снять с них напряжение. Не играйте предметами, которые держите в руках, пользуйтесь жестикуляцией как можно естественнее.

  • Постойте спокойно, посмотрите на публику и улыбнитесь ей, выдохните и только после этого начинайте говорить. Многие люди, нервничая, начинают говорить на ходу. Публика не успевает еще на них настроиться, а они уже мчатся вперед, Не забывайте, что начало выступления - период адаптации для публики.
  • Не откашливайтесь перед выступлением. Это позволительно только в случае сильной простуды, когда у вас заложено горло, Непрофессиональные ораторы нередко "прочищают" горло перед выступлением - это стало у них уже нервной привычкой. Кашляя перед выступлением, вы как бы сообщаете публике, что собираетесь использовать свой голос и что вам необходимо проверить, работает ли он. Лучше проглотите слюну или сделайте глоток воды. Откашливаясь, вы привлекаете к себе внимание; лучше, если вы сделаете это теми средствами, которые заранее подготовили для этой цели.
  • Установите стабильный визуальный контакт с публикой. Если ваши глаза будут слишком быстро перебегать с одного лица на другое, то людям покажется, что вы нервничаете, и они тоже начнут нервничать. При небольшом количестве слушателей постарайтесь задержать свой взгляд на каждом из них, показав тем самым, что вы признаете его как индивидуума. Если на вашем выступлении присутствует очень много людей, вам необходимо заранее наметить места, на которых вы будете задерживать свой взгляд. Такие места необходимо равномерно наметить по всему залу, с тем чтобы охватить взглядом всех и каждого, Если вам не удастся установить визуальный контакт с задними рядами, то и ваш голос едва ли достигнет их ушей.
  • Увидев дружелюбно настроенного человека среди публики, не поддавайтесь соблазну говорить свою речь только ему (ей). Если при этом вы установите визуальный контакт с этим человеком и не будете замечать всех остальных, то этот человек очень скоро почувствует себя неловко, а остальные слушатели почувствуют себя лишенными внимания. Вам необходимо задержать свой взгляд на тех слушателях, которые выглядят скучающими и цинично настроенными. Для этого требуется определенное мужество, но этот метод срабатывает, Причиной сопротивления некоторых людей установлению контакта является нередко их чувство превосходства над остальными слушателями и/или тема выступления представляет для них некую угрозу. Задержав свой взгляд на этих людях более длительное время, чем на остальных, вы как бы даете им понять, что признаете их значительность, и они уже не столь остро чувствуют угрозу, так как проникаются к вам доверием,
  • Установив хороший визуальный контакт с публикой, вы сможете лучше реагировать на ее настроение и понимать ее потребности, поэтому, если вы хорошо знаете свой предмет, то лучше не пользоваться записями, что даст вам возможность установить взаимопонимание со слушателями, Нельзя смотреть на публику, как на некое безликое существо. Публика почувствует это и будет сопротивляться такому отношению,

Поддерживая стабильный визуальный контакт с публикой, вы сможете вовремя заметить, когда публика начнет скучать или на лицах слушателей появится сомнение в ваших словах. Вы сможете тут же перестроиться, чтобы пробудить их интерес или подкрепить свои слова дополнительными аргументами или примерами. Если публика начинает шаркать ногами, кашлять, ерзать на месте, это означает, что вы вызвали ее враждеб ность или говорили слишком сумбурно. Изредка вы во время выступления приходите к выводу, что у вас с вашей публикой совершенно разные энергетические уровни. На вас устремлено множество глаз, и вы прилагаете дополнительные усилия для установления контакта с публикой, которая в это время наблюдает за вами и чувствует себя совершенно раскованно. Публика состоит из отдельных индивидуумов, которые делят между собой ответственность; каждый из них реагировал бы совсем по-другому во время разговора с глазу на глаз. Каким бы ни было их поведение, оно не означает еще, что они не впитывают в себя ваши слова или что им не нравится то, что вы говорите. Я не перестаю удивляться, когда слушатели, которые во время моего выступления казались скучающими и цинично настроенными, в конце подходят ко мне и говорят, что мои слова их очень заинтересовали и что им очень понравилось мое выступление.

  • Время от времени делайте паузы, во время которых вы можете отдохнуть и одновременно дать публике понять, что вы закончили какую-либо идею и переходите к изложению другой,
  • Если сомневаетесь, спросите у присутствующих, хорошо ли они слышат вас. Не повышайте голос до потолка. Если в зале плохая акустика, повысьте голос примерно на две трети длины помещения - этого вполне достаточно.
  • Используйте различные приемы, которые помогут вам удержать внимание слушателей. Например, когда вы говорите важную для слушателей информацию, вы можете понизить голос и заговорить интимным тоном (как будто вы посвящаете их в свои секреты). Многим из нас нравится, когда с нами говорят доверительно. Используйте паузы, они помогают подчеркнуть значительность сказанного. Изменение тона речи способствует привлечению внимания.
  • В случае мелких неприятностей - упали записи, сломался проектор, кому-то из слушателей стало плохо - не следует делать вид, что ничего не случилось. Постарайтесь справиться с возникшей ситуацией и затем продолжайте свое выступление. Честность-лучшая политика и качество, весьма высоко ценимое публикой.
  • Сделайте свое выступление более личным, поделитесь со слушателями своим опытом, расскажите им что-нибудь о себе. Если вы будете рассказывать о своих достижениях, как о чем-то само собой разумеющемся, то публике вы покажетесь слишком авторитарным, а если вы поведаете ей о своих слабостях и не будете напускать на себя святость, то публика сможет идентифицировать себя с вами. Добивайтесь реакции публики на свои слова, будь то кивок или смех, неодобрительный шум, - в любом случае можно сыграть на этих реакциях, сказав, например: "На некоторых лицах я вижу недоумение, постараюсь еще раз объяснить это" или "Я вижу, что у некоторых из вас было в жизни нечто подобное". Ведь вы говорите для публики и ее реакция имеет для вас очень большое значение.

Ответы на вопросы

Люди задают вопросы по разным причинам. Одни хотят привлечь к себе внимание и задают вопросы по тем темам, в которых хорошо разбираются, Другие хотят поддержать вас. Некоторые хотят навредить вам. И наконец, есть люди, кото рые на самом деле хотят получить дополнительную информацию или узнать ваше мнение по какой-либо проблеме. Если вы не хотите, чтобы вас то и дело прерывали, отведите для вопросов определенное время, обычно в конце выступления, Выслушайте вопрос и повторите его для публики, особенно если чувствуете, что вопрос был нечетко сформулирован. Не спешите отвечать на него - пусть слушатели видят, что вы обдумываете свой ответ, Для публики он прозвучит более убедительно, чем бойкий ответ "от фонаря", Если кто-либо намеренно пытается поставить вас в неловкое положение, постарайтесь понять, почему, Но помните - инициатива должна быть в ваших руках, Если этот человек вам будет слишком мешать, вы всегда можете переключиться на других слушателей, а назойливому человеку вы можете предложить продолжить вашу дискуссию после окончания мероприятия. Если на вас слишком давят, вы всегда можете использовать отвлекающий маневр, которым обычно пользуются политики, сказав, например: "Я не уверен, что ваш вопрос имеет отношение к теме моего выступления. Как мне кажется, прямое отношение к этому имеет..," (Это раздражает, но действует эффективно, если судить по телевизионным интервью,)

Важно также, как вы держитесь, отвечая на вопросы. Чем враждебнее вопросы, тем более открытым и спокойным должно быть выражение вашего лица. Не следует выдавать раздражение ни позой, ни голосом. Заранее информируйте людей о том, что вопросы следует задавать в конце выступления, но если у публики не будет вопросов, не теряйтесь. Всегда можно сказать: "Меня часто спрашивают..." или вы сами можете задать публике вопрос: "Попадал ли кто-нибудь из вас в такую ситуацию..."

Если вам задали вопрос, на который вы не можете ответить, ни в коем случае не блефуйте. Честно скажите, что не знаете, и предложите обратиться к кому-нибудь еще за информацией по этой теме. Иногда среди присутствующих находится человек, который с удовольствием придет вам на помощь.