Публичное выступление
 
 Спонсоры проекта
 
 Подготовка к публичному выступлению

Некоторые люди считают, что совершенно не умеют выступать на публике, потому что однажды приобрели опыт неудачного выступления в результате плохой подготовки. Они постоянно откладывали обдумывание содержания выступления, потому что боялись самого выступления. И когда наступал, наконец, день мероприятия, их опасения оправдывались, так как они практически не были готовы к выступлению.

 

Оценка публики


При планировании своего выступления надо прежде всего постараться выяснить как можно больше о публике и найти ответы на следующие вопросы:

  • каков состав публики (их возраст, пол, национальность, классовая принадлежность, образование)?
  • с какой целью эти люди здесь собрались?
  • насколько они подготовлены по данному вопросу?
  • каково их отношение к теме вашего выступления?
  • на какие из их инстинктов я собираюсь воздействовать? (Что полезного для публики вы можете предложить? Предлагаете ли вы им новую концепцию? Что она им может дать в финансовом отношении? Улучшится ли их психологический настрой? Воздействуют ли ваши слова на их социальные устремления?)
  • в какой степени я воздействую на их эмоции или их логику?
  • что я хотел бы дать людям своим выступлением?
  • каких результатов я хотел бы добиться?
  • поймут ли они используемую мной терминологию или есть необходимость в объяснении терминов?
  • какими правами я обладаю для выступления перед данной аудиторией?
  • что общего между нами?
  • какие вопросы могут задать мне люди?

Когда вы ответите на все эти вопросы, у вас сразу возникнет множество идей,

 

Цели и намерения


Ваше выступление должно иметь общую кратко выраженную цель. В границах этой общей цели вы обладаете различными средствами выражения своих намерений. Например, если вы ставите перед собой цель кому-то что-то продать (а мы все что-то продаем, даже в том случае, когда речь идет о завоевании доверия), то вы можете постараться убедить публику, что имеете настоящий товар (т. е. убедить ее в том, что заслуживаете доверия), польстить публике тем, что их приняли в круг избранных, которые имеют данный товар или пользуются той или иной услугой, отозваться оскорбительно о конкурентах, поведать им о своем собственном опыте пользования данным товаром или услугой и убедить их в том, что жизнь без этого товара немыслима. Вы можете возбудить публику, бросая ей вызов, оскорбляя ее или взывая к ее чувству юмора. Вы заметите, что все действия оратора можно описать глаголами в активной форме и именно это средство поможет вам достичь своей цели. Итак, задайте себе вопрос: какие действия вы собираетесь использовать в качестве средства передачи своего сообщения?


Иногда действия или намерения не выполняются. Например, вы намерены сообщить что-либо публике, но вы недооцениваете уровень их подготовки по данному вопросу и публика может решить, что вы относитесь к ней снисходительно (это часто происходит, когда оратор чересчур увлекается визуальными средствами). Действия, которые вы решите предпринять, придадут соответствующий окрас тому способу, при помощи которого вы намерены донести до публики содержание своего выступления, что не менее важно, чем сами слова. Если вы хотите вызвать воодушевление публики по поводу определенной проблемы, то вы должны преподносить ее совсем по-другому, чем когда вы хотите вызвать публику на спор в отношении той же самой проблемы. Я предлагаю учащимся своих курсов кратко описать свои действия на карточке, например: "воодушевить", "вызвать на спор", "вовлечь в беседу, диалог" и т. д. Это помогает им не отступать от своих целей и подстраивать голос в зависимости от поставленной цели. Если вы будете пользоваться этим методом, то у вас никогда не возникнет мысль, что вы не знаете, что делаете, так как все ваши действия будут заранее продуманы.

 

Подбор материала и подготовка структуры выступления


Итак, мы рассмотрели публику, цели и намерения (действия) вашего выступления. Теперь вам необходимо подобрать необходимый материал и продумать структуру его подачи. Идеи вашего выступления имеют гораздо большее значение, чем слова для их выражения. Если вы продумали свои идеи и полны энтузиазма в отношении этих идей, то вы можете приступать к подготовке выступления. Я не буду много говорить о системе организации имеющегося у вас материала, так как существует множество пособий по данному вопросу (см. Список литературы на стр. 314). Не завершайте работу над структурой выступления слишком рано, вам могут прийти в голову новые идеи.


Я вам могу предложить один из наиболее эффективных способов расположения материала. Напишите главную цель своего выступления посередине листа бумаги, затем распишите связанные с ним пункты в произвольном порядке вокруг основной цели. Постарайтесь охватить как можно больше вопросов и изложите их как можно полнее и только потом расставьте их в логической последовательности, отодвигая на задний план или отбрасывая вовсе те, которые не имеют прямого отношения к теме данного выступления. Вариантом этого метода является использование "правостороннего мышления" (упоминалось в разделе "Визуальный контакт" главы четвертой). Сущность его состоит в том, чтобы подключить воображение, центры которого расположены в правой доли мозга. Для этого рекомендуется изобразить свою цель и все связанные с ней вопросы в виде картинок. Этот способ действительно стимулирует воображение и память и более эффективно, чем словами, помогает воспроизводить идеи. Выступая перед аудиторией,  вы как бы предлагаете слушателям отправиться с вами в путешествие, причем по дороге с указателями, поэтому чем логичнее будет структура вашего выступления, тем лучше. Имеет смысл расположить материал по схеме причина - проблема - способ ее решения и/или в тематическом, хронологическом или географическом порядке. Давайте разберем это на конкретном примере - мое выступление на тему "Совершенствование собственного имиджа":

  • Причина/проблема/решение: у вас не было времени на то, чтобы продумать свой имидж, вы не умеете себя подать/приходите на один из моих семинаров и купите эту книгу!
  • Хронологический порядок: как за шесть месяцев усовершенствовать свой имидж, следуя программе, расписанной по месяцам
  • Географический порядок: как Европа и Америка конкурируют между собой по данному вопросу что мы получили из Америки и Европы/что еще может появиться с этих континентов.

Из этого примера видно, что некоторые темы точно вписываются в определенные структуры и совершенно не укладываются в другие. Вам надо выбрать ту структуру, которой легче всего следовать как вам самому, так и публике. Хронологическая и географическая структуры вышеприведенных примеров выглядят надуманными и невнятными. Первая структура выглядит более эффективно, если вы пытаетесь убедить кого-либо в чем-либо или пытаетесь что-либо продать. Если вы хотите подойти к своему выступлению рационально, вам следует постараться предугадать все вопросы публики. Опишите проблему, предложите несколько решений, рассмотрите их и отбросьте их как недостаточно эффективные и затем проведите слушателей через рассмотрение своей идеи. При этом вы продемонстрируете им силу своего интеллекта и логики и польстите публике, предположив, что слушатели обладают достаточным интеллектом, чтобы понять вашу цель.


Не пытайтесь охватить слишком много материала. Публика сможет проникнуться вашей идеей только в том случае, если ваше выступление будет иметь простую структуру и каждый пункт будет иллюстрирован анекдотами, случаями из жизни и сравнениями.

 

Приемы


Некоторые формы представления информации способствуют ее запоминанию. Хорошо запоминается нечетное количество пунктов, перечень из трех понятий (например, вера, надежда, благотворительность), параллели (что-то подобно чему-то) и сравнения (с одной стороны... и с другой стороны). Нечетные числа мы запоминаем лучше, чем четные, так как они образуют более четкие структуры в нашем сознании.


Начальный этап выступления - это период адаптации, период привыкания публики к вам и вас к публике. Вы будете говорить со скоростью 130-150 слов в минуту, в то время как мозг слушателей может обрабатывать слова в три раза быстрее, поэтому публика неизбежно будет отвлекаться. Для того чтобы с самого начала завладеть вниманием публики и удержать ее интерес на протяжении всего выступления, вам необходимо придумать особые приемы завоевания внимания, например противоречивые утверждения, изменение тембра голоса -все, что может возбудить и удержать интерес слушателей. При мерно через десять минут после начала выступления слушатели вновь начинают отвлекаться, поэтому длинное выступление следует регулярно прерывать приемами завладения внимания.
Всем понятно, насколько важно энергичное начало выступления. Но многие забывают, что еще важнее энергичное заключение выступления. Ведь в конечном итоге это последнее из того, что публика слышит от вас, потому желательно, чтобы окончание вашего выступления запомнилось каждому из присутствующих.


Если выступающий чувствует за собой какую-то вину (например, недостаточный уровень подготовки), то он или она, пытаясь компенсировать свой недостаток, нарушает регламент. Сумбурная речь отвлекает слушателей от той идеи, которую оратор пытается "продать" им. Если заранее подготовить энергичную заключительную часть и закончить свое выступление на высокой ноте, то не придется выходить из рамок регламента. Краткое, четко построенное окончание, может с успехом компенсировать неуверенное начало и вялую середину выступления.


Напрягите все свое воображение и подберите подходящие для реализации ваших задач приемы. Эти приемы должны вам помочь установить тесный контакт с публикой. Чем раньше вы сможете добиться их реакции на ваши слова, тем лучше пройдет ваше выступление в целом. Публике обычно нравится, когда выступающий вовлекает ее в активное участие в своем выступлении, признавая тем самым публику в целом и каждого индивидуума в отдельности. Помните, что, находясь в общей массе, люди чувствуют себя менее заторможено, поэтому любая реакция, например смех, быстро передается всем окружающим.

 

Тезисы выступления


Вы должны решить для себя, каким образом вы будете произносить свою речь. Мне приходилось бывать на презентациях, где выступающие зачитывали свои речи по бумажке. Этот процесс нельзя назвать выступлением - это просто громкое чтение. Слово написанное и слово сказанное звучат совсем по-разному. Например, пунктуация, используемая в разговорной речи, очень сильно отличается от пунктуации письменной речи. Когда вы читаете свой доклад слово в слово, вы устанавливаете барьер между собой и публикой. Поэтому, если вы относитесь к публике с уважением, если тема вашего выступления имеет для вас большое значение, то пользуйтесь только краткими заметками. Люди часто берут с собой полный текст выступления и зачитывают его только потому, что не чувствуют уверенности в себе, но при этом не учитывают тот факт, что таким образом они никогда и не смогут обрести эту уверенность. (Политики пользуются полными текстами своих речей только потому, что не хотят, чтобы их слова были искажены в прессе.)


Тезисы должны в полной мере отражать идею вашего выступления. Не следует записывать предложения целиком, лучше записать отдельные слова, заголовки идей. Полностью записать можно отдельные цитаты, цифры, статистические данные, которые довольно трудно запомнить и которые звучат более весомо, когда их зачитывают. Можно записать также свои намерения, если в какой-то момент речи вы хотите, например, повысить или понизить голос, чтобы подчеркнуть ту или иную идею, а также команды для себя, например "пауза", "вдох-выдох" и т. д. Пользуйтесь цветными чернилами и пишите разборчиво.


Многие заготавливают гораздо больше заметок, чем действительно надо. Некоторые, много раз выступая на одну и ту же тему, каждый раз кладут перед собой кипу бумаг, так и не заглянув в них ни разу на протяжении всего выступления. Эти бумаги служат им спасательным поясом, который они на всякий случай "привязали" к себе. В процессе репетиции своего выступления следует еще поработать над своими записями и свести их к минимуму, без которого уже действительно не обойтись.


На слушателей обычно производит большое впечатление тот оратор, который говорит без запинки, не заглядывая в свои записи. Если вы хорошо разбираетесь в предмете своего выступления, если вы можете держать в голове четкую структуру своего выступления и неукоснительно следовать ей, то вы смело можете отказаться от каких-либо записей. Если вы все же боитесь выступать без записей, то можете взять их с собой и положить на стол или кафедру, но не брать их в руки. Ни в коем случае не старайтесь зубрить свое выступление наизусть. В этом случае публика увидит только человека, вспоминающего слова (процесс вспоминания выражается через движение глаз), в то время как вам необходимо воздействовать на умы слушателей своими идеями.

 

Продолжительность выступления (регламент)


В шоу-бизнесе говорят: "Покидай сцену, пока ты еще не надоел публике". То же самое правило применимо и к публичным выступлениям. К сожалению, публика, как правило, не ожидает ничего интересного от публичных выступлений, поэтому даже если вы обладаете даром оратора и умеете возбуждать интерес слушателей, вы еще более вырастете в ее глазах, если закончите свою речь немного раньше установленного времени. Это лучше, чем выйти за рамки регламента.
Если вас попросили произнести длинную речь или провести продолжительную беседу, вы можете сказать себе, что это ваше шоу и вы сами вправе установить себе регламент. Например, если по регламенту вам будет отпущено на выступление сорок минут, вы можете решить использовать тридцать минут на свое выступление, а десять - оставить на вопросы.

 

Репетиция


Составив черновой план содержания своего выступления, сразу же начинайте выражать свои идеи вслух. Многие люди заблуждаются, полагая, что достаточно только как следует отработать сам текст выступления и совсем необязательно, по их мнению, произносить его вслух. Попробуйте свою речь "на язык" - вы увидите, что некоторые пункты артикулируются гораздо легче других. Исключите все то, что у вас идет с трудом. Во время репетиций постарайтесь получить обратную связь от коллег, членов семьи, друзей или от персонального консультанта. Выясните, достигаете ли вы, по их мнению, своей цели, и попросите их критически проанализировать содержание выступления и его стиль, Не упускайте эту возможность, даже если при этом вы будете чувствовать себя неловко, - это поможет вам отшлифовать свою речь, Спросите также, нет ли у вас каких-нибудь нервных привычек или некрасивых жестов.
Очень полезно использовать во время репетиций магнитофон или видеокамеру, если только при этом вы не начнете позировать и говорить неестественным голосом. Помните, что запись на пленку - лишь один из этапов подготовки, окончательная отшлифовка выступления возможна только в присутствии публики. Постоянно следите за тем, чтобы придерживаться намеченных заранее действий, следовать своим намерениям, выраженным в ваших записях глаголами. Самое главное-установить взаимодействие с публикой.
Репетировать лучше по полчаса в день в течение нескольких недель, чем репетировать целые сутки непосредственно перед выступлением. Не откладывайте репетицию до последнего момента из страха перед самим мероприятием. Практика всегда окупается, к тому же короткие репетиции не утомительны. У хороших ораторов идет непрерывный творческий процесс в период всей подготовки к выступлению: они постоянно что-то добавляют или что-то выкидывают из текста выступления до самого последнего момента.

 

Визуальные средства


Визуальные средства делают выступление более наглядным. Не следует использовать их в качестве ширмы, за которой можно спрятать свое смущение. Некоторые ораторы хватаются за возможность использовать слайды в надежде, что темнота поможет им сохранить свою анонимность. Задача визуальных средств - помочь донести до слушателей статистические данные, факты и те идеи, которые трудно выразить словами. Они помогают также слушателям более прочно запоминать инфор мацию, т. к. наша реакция на визуальные образы сильнее, чем на слова.


Используемые вами визуальные средства должны содействовать созданию вашего имиджа как оратора. Они должны быть выполнены на профессиональном уровне, быть четкими и разборчивыми. Но если вы начнете использовать слишком большое количество визуальной информации и к тому же будете читать то, что и без того видно всем слушателям, вы рискуете тем самым как бы подвергнуть сомнению интеллект слушателей. В том случае, когда оратор уделяет чрезмерное внимание визуальным средствам, его слушатели могут решить, что он не уделяет им достаточного внимания и потеряют интерес к выступлению. Помните, что вы сами представляете собой самое сильное визуальное средство.


Если вы хотите раздать публике проспекты, то сделайте это в конце своего выступления, чтобы слушатели не отвлекались во время вашего выступления