Ваш имидж на работе
 
 Спонсоры проекта
 
 Слова, которые мы используем

Ваше умение выбирать слова может улучшить ваш имидж в целом. Люди, обладающие большим запасом слов, достаточным для того, чтобы точно описать то, что они хотят сказать, эти люди - прекрасные ораторы. Ваш запас слов зависит от ваших лингвистических способностей, уровня образования и от того, что и сколько вы читаете. Наиболее эффективный способ совершенствования и пополнения своего запаса слов - увеличение количества читаемой вами информации в хороших газетах. В некоторых из них есть колонки, в которых даны значения непонятных слов и их производные. Когда вам встречается незнакомое слово, посмотрите его в словаре и постарайтесь запомнить. Всегда имейте при себе карманный толковый словарь.


Большой запас слов делает вас более приспособляемым. Он помогает вам более точно выражать свое сообщение и облекать в слова свои чувства, чтобы люди могли вас лучше понимать. Если вы хорошо владеете языком, то вас будут считать умным и информированным. Вы сможете менять свой язык в зависимости от того, с кем говорите. Например, выступая на совете директоров вы сможете использовать язык, подходящий для их статуса, а при подготовке учеников вы можете адаптировать свой язык таким образом, чтобы они смогли понять ваше объяснение.


Некоторые ораторы и писатели очень любят использовать непонятные слова, чтобы произвести впечатление на людей. Есть, конечно, и те, которые по-настоящему любят язык и используют каждое слово по его прямому назначению. Если кто-либо использует слово, которое вы не знаете, не стесняйтесь спросить, что оно означает. Тем самым вы не только расшири те свой запас слов, но и поставите на место оратора, который намеренно использует такие слова для того, чтобы произвести впечатление или напустить тумана.


В областях информационной технологии и финансов особенно распространено использование специфических терминов как в письменной, так и в устной речи, Когда вы говорите с людьми, которым незнакома эта терминология, то у них может создаться впечатление, что вы или стараетесь произвести на них впечатление, или напускаете тумана своей "ученостью". Конечно, в разговоре со специалистами гораздо эффективнее пользоваться терминологией, но если вы не уверены, что вас поймут, - говорите на простом языке.
Использование языка является показателем ценностей в той или иной культуре. В Америке, где у людей "душа нараспашку", язык используется в открытой манере, у англичан, которые по характеру более сдержаны, речь выражает эту сдержанность.


То, какой язык вы используете, является показателем ваших личных ценностей, убеждений и приоритетов. Если в разговоре с кем-нибудь вы часто используете такие слова, как "цель", "прибыль", "выгодный", "приобретение", "пригодность к учету", то вы озабочены совсем другими делами, чем человек, использующий в своей речи такие слова, как "просвещенный", "осознающий", "сознание", "чувствительность", "духовный". Язык может вызвать у других сильные эмоциональные ассоциации. Чем  более продуманно вы пользуетесь языком, чем шире ваш запас слов, тем меньше вы рискуете обидеть кого-либо, вызвать у них ярость или создать у них впечатление, что вы относитесь к ним пренебрежительно.


Артем думал о том, что другим людям он почему-то кажется агрессивным. Но у него и в мыслях не было такого, и он никак не мог понять, почему производит впечатление агрессивного человека. Он пользовался авторитетом как знаток истории дизайна мебели и много выступал с лекциями на эту тему в разных странах мира. Его публику составляли в основном молодые люди, которым было очень интересно послушать его выступление. Артем, пытаясь сломать воображаемые барьеры, отделяющие его от зала, выработал у себя привычку, обращаясь к слушателям, называть их "ребятами". Сначала он говорил так, обращаясь к аудитории, а затем это вошло в привычку и он начал так обращаться к любой группе людей, состоящей более чем из двух человек. Он представления не имел, как отталкивает от него людей его выбор слов; ему казалось, что он говорит с людьми дружелюбно.


Старайтесь не использовать в своей речи такие обращения, как "дорогуша", "голубчик", "милая", если вы не уверены, что другой человек поймет вас. Для некоторых социальных групп, например людей искусства, такие формы обращения кажутся вполне естественными. Но когда посторонний человек называет вас "милая", это звучит покровительственно. В этом случае вежливо попросите его называть вас по имени, или начните обращаться к нему точно так же, как и он к вам. Очень эффективный способ передачи сообщения. — Иногда люди используют язык для того, чтобы унизить других. Например, если ваш начальник говорит вам, что ему понравился ваш "отчетик" - а вы затратили на его составление несколько недель, - то вы вполне обоснованно почувствуете себя униженным. В этом случае стоит мягко дать понять на чальству, что вы гордитесь своей работой и что вы вложили в нее значительные усилия и потратили на нее много времени, Я говорю, чтобы вы сказали это в мягкой форме, потому что нередко такие явные "оскорбления" являются результатом небрежного употребления слов, а не преднамеренным пренебрежительным отношением.


Светлана хотела убедить своего начальника в том, что ей необходимо взять еще двоих людей в свою сбытовую группу. Она тщательно продумала все, что скажет, но в разговоре постоянно пересыпала свои утверждения риторическими вопросами типа: "Вы понимаете, что я хочу сказать?", "Вы знаете?", "Вы можете меня понять?", а также словами "действительно", "на самом деле". В конце их беседы ее начальник вовсе не был убежден, что она сама верит в то, что говорит, не говоря уже о том, что она, конечно же, не убедила его в своей правоте. Если вы будете постоянно спрашивать у своего собеседника, что он думает по поводу ваших высказываний, ожидая от него одобрения, ваши слова никогда и никого не смогут убедить. Женщинам такая манера более свойственна, чем мужчинам.


Некоторые люди делают наоборот. Вместо того чтобы высказывать какое-либо положение как свое собственное мнение, они преподносят какую-либо идею таким образом, как будто она исходит от какого-то авторитета, чуть ли не Бога. Они используют такие фразы, как "Факт то, что...", "несомненно", "определенно", "как всем известно". Использование такого языка может спровоцировать конфликтную ситуацию. Если вы говорите о том, что является вашим убеждением, лучше использовать такие фразы как "по-моему", "я считаю, что". Другие отнесутся с уважением к вашей честности и у них не будет впечатления, что вы им навязываете свое мнение. Не стоит часто использовать неопределенные местоимения, так как в этом случае будет непонятно, говорите ли вы от своего имени, или от имени всех и каждого. Прежде считалось неприличным часто использовать местоимение "я", в наши дни мы стали более открытыми в общении с другими людьми, поэтому неопределенные местоимения при высказывании своего мнения звучат неестественно.


Язык со временем претерпевает изменения, причем наиболее быстро выходят из употребления разговорные словечки. Можете быть уверены - если мужчина, говоря о женщинах под сорок, называет их "курочками", значит пик его молодости пришелся на 60-е годы. Разговорные и жаргонные слова вообще следует использовать очень осторожно. Помните, что жаргонные словечки пользуются особой популярностью у подростков, которые используют язык для установления и постоянного подтверждения своей идентификации с некой определенной группой.


Общепризнанно, что люди используют бранные слова в основном потому, что их язык слишком беден. Мы ругаемся 'также, чтобы шокировать людей, чтобы показать, что мы "свои в доску", что нам безразлично, что думают о нас другие люди, а также для того, чтобы показать себя этаким "крутым" парнем. Брань помогает также людям "выпустить пар", когда действия могут иметь разрушительный эффект. Согласно исследованиям, проведенным Калифорнийским университетом, те люди, которые используют в своей речи бранные слова, обладают меньшим интеллектом и менее привлекательны, чем те, которые не ругаются. Хотя в некоторых ситуациях бранные слова являются просто показателем лояльности к определенной группе. Если все же использовать бранные слова с умом и в неожиданный момент, они могут произвести сильный эффект и привлечь внимание слушателей.