Язык тела
 
 Спонсоры проекта
 
 Жесты

Некоторые жесты, такие как указывание на что-либо, поцелуи, рукопожатия, совершаются сознательно. Другие, например потирание носа, постукивание ногой, почесывание уха, представляют собой неосознанные действия. Каждый день вы выполняете сотни жестов, которые показывают, как вы чувствуете, и посылают сигналы другим.


Очень важно при интерпретации жестов увязывать их с контекстом. При этом имеют значение ваша осанка, поза и энергичность жестов. Если вы горбитесь, сидя в кресле, и при этом грозите кому-либо кулаком, то жест этот не будет выглядеть настолько угрожающе, как если бы вы сидели в кресле прямо, слегка подавшись вперед. Если вы, вытянув указательный палец, покачаете им медленно, то это может означать, что вы сопровождаете этим жестом слова "Я же тебе говорил"; если же палец ваш будет двигаться быстро и энергично, это означает суровый выговор. Люди редко абсолютно неподвижны - они обычно переходят от одного жеста к другому. Это следует иметь в виду при интерпретации жестов людей на фотографиях, рисунках или на отдельных кинокадрах.


Существует опасность излишней интерпретации языка жестов. Заметив, что кто-либо дотрагивается до своего носа, вы решаете, что человек был не совсем правдив с вами, а на самом деле он мог это сделать только потому, что у него зачесалась левая ноздря.


Некоторые люди, преимущественно женщины, совершают во время разговора много движений головой. Это выглядит так, словно они ожидают одобрительной реакции от других. Понаблюдайте за актерами, имитирующими женщин, как они преувеличенно двигают головой, чтобы больше походить на женщину. Посмотрите, как беседуют две женщины, и вы увидите, что их головы как бы танцуют - одна из них начинает двигать головой в каком-либо направлении, следом за ней в том же направлении двигает головой другая.


Люди, которые передают другим впечатление целеустремленности, непреклонности и решительности, обычно, когда говорят, держат голову неподвижно, двигая только глазами. Если вы понаблюдаете за полицейскими, выступающими по телевидению, вы убедитесь, что они демонстрируют, как правило, именно такое поведение, поэтому выглядят значительными и могущественными. Если вы постараетесь меньше двигать головой, то скорость вашей речи значительно возрастет, т. к. энергия ваша сконцентрируется. Если вы посмотрите старые документальные фильмы, в которых были сняты такие признанные ораторы, как Мартин Лютер Кинг или Инок Пауэл (известный английский политический деятель), то заметите, что они почти не двигали головой.


Если вы много двигаете головой, желая заслужить одобрение других людей (а в данной ситуации вы хотели бы выглядеть особенно значительно), вам надо контролировать эти движения.


Чем больше вам будет казаться, что вы должны защищать себя, тем больше вы будете ограждать переднюю часть своего тела, участок ниже живота. При нападении мягкие части тела - грудь и гениталии - наиболее уязвимы, и мы инстинктивно закрываем их. Если нижняя часть вашего живота находится на виду, вы уязвимы, но если в таком положении вы выглядите спокойно, то вы будете выглядеть значительно. Вы закрываете нижнюю часть живота, когда скрещиваете ноги в щиколотках или кладете нога на ногу, опускаете голову, складываете руки на коленях или животе, или на груди, поднимаете руки к лицу. Когда кошка чувствует себя в безопасности и доверяет вам, она переворачивается на спину и открывает свой живот, для того чтобы вы могли почесать его. Люди, конечно, не заходят так далеко, но мы выражаем уверенность в безопасности и доверие, если оставляем свою нижнюю часть живота незащищенной.


Хотя мы защищаем свое тело, потому что чувствуем угрозу, жесты, используемые нами, не всегда "считываются" как неуверенность в безопасности. Например, сложенные перед грудью руки в определенных ситуациях могут быть восприняты как показатель агрессивного сопротивления или попытка оградиться от того, что высказывается. Этот жест, как правило, используют рассудительные люди. Если вы пытаетесь в чем-то убедить человека, который сидит перед вами, сложив руки перед грудью и скрестив ноги в щиколотках, и он изменит свою позу, опустив руки на колени или поставив ноги прямо, вы можете заключить из этого, что он начинает воспринимать ваши идеи.


Чем меньше защитных жестов вы используете, тем более значительным, восприимчивым и доступным вы выглядите. Крупные политические деятели и некоторые члены королевской семьи, особенно на официальных мероприятиях, стоят и ходят, заложив руки за спину. Это очень значительная поза. К тому же руки соединены, что помогает избежать нервных жестов. (Конечно, в отличие от вас или от меня, людей такого уровня обычно сопровождают телохранители, которые тут же кинутся, в случае необходимости, на защиту политического или королевского "живота".)


Иногда мы используем позы, намеренно открывающие "живот", как знак уверенности в себе. Если вы входите в комнату и видите человека, развалившегося в кресле с заложенными за голову руками, то его поза посылает сигнал типа "Эй, кто ты такой и что ты можешь для меня сделать?". Существуют различные варианты этой позы. Можно, например, сидеть, откинувшись назад, опустив обе руки за кресло, или сидеть асимметрично, опустив одну руку и положив другую на колени. Эта поза выражает высокое общественное положение, используется обычно мужчинами и имеет сопутствующее сексуальное значение, т. к. при этом таз и то, что можно назвать "инструментом", явно выставлены напоказ. Если в такой позе сидит женщина, то она посылает сигналы о том, что она доступна в сексуальном отношении. Женщина в такой позе может стесняться мужчины, т. к. она (поза) предполагает, что он выступает в роли наблюдателя и "оценщика". Как только вы поймете степень открытости "живота" и "инструмента", поза уже не покажется вам такой угрожающей.


На курсах люди часто говорят: "Я знаю, что не следует сидеть, положив нога на ногу, но мне так удобно. Неужели это важно?" Я считаю, что изучение "языка тела" заключается не в том, чтобы научиться различать "правильные" и "неправильные" жесты, а в том, чтобы использовать знания для передачи другим своего положительного имиджа и более эффективно настраиваться на других. В любом случае большинство жестов мы используем инстинктивно.


Вы приходите на совещание, где вас уже ждут двое ваших коллег. Цель совещания - обсуждение предстоящей коллективной работы над новым проектом. Войдя в комнату, вы видите, что ваши коллеги сидят со скрещенными ногами, слегка подавшись вперед и подготовившись к действию. Вы садитесь, скрещиваете ноги и подаете свой корпус вперед, Совещание проходит хорошо.


Если бы вы вошли в комнату и сели в кресло, сложив руки на груди и откинувшись к спинке, совещание могло бы пойти не так хорошо с самого начала. Нам кажутся привлекательными те люди, которые похожи на нас не только по физическим характеристикам, но и по отношению к другим. Самый легкий способ стать похожим на другого человека - это принять такую же, как у него, позу. Чем больше мы повторяем позы и жесты другого человека, тем теснее устанавливается связь. Некоторые продавцы принимают такой же "язык тела", который использует покупатель. Кстати, в качестве покупателя вы всегда можете принять очень интересную позу и посмотреть, что из этого выйдет.


Мы используем жесты для того, чтобы подбодрить себя и снять напряжение. Когда вы складываете руки перед грудью, вы как бы сами себя "укачиваете", к тому же при этом вы согреваетесь. В этой позе мы иногда потираем ладонью предплечье для большего ободрения. Мы можем также потирать другие участки своего тела: ноги, подбородок, заднюю часть шеи. Мы делаем это, чтобы сказать себе: "все хорошо, все хорошо".


Мы часто используем так называемые "неуместные жесты" для снятия физического напряжения, например, постукиваем ногой, барабаним пальцами, жуем резинку, покручиваем пряди волос, покусываем ногти. Не всегда эти жесты связаны с причиной напряжения, но они эффективно его снимают. К сожалению, многие из этих привычек раздражают других людей, особенно если они сами в это время напряжены. В качестве неуместной деятельности мы используем и звуки, например нервно посмеиваемся.
Когда мы совершаем действия, связанные с приведением в порядок внешности, например откидываем назад волосы, расправляем юбку, поддергиваем брюки, подравниваем манжеты рубашки, одергиваем джемпер или стряхиваем пылинки с нашей одежды, мы тем самым пытаемся приободрить себя и используем жесты в качестве "неуместной деятельности". Особо я имею в виду наше поведение в тот момент, когда мы прихорашиваемся, собираясь войти в комнату, в которой много незнакомых людей. Как правило, мы даже не замечаем за собой этих жестов. Конечно же, чем больше вы уверены в себе, тем меньше вы испытываете потребность в том, чтобы подбодрить себя; тем ниже ваш уровень напряжения; тем меньше вам надо беспокоиться, даже неосознанно, о своей внешности.