Исследование своего имиджа
 
 Спонсоры проекта
 
 Конструктивное использование критики

Самоусовершенствование невозможно без обратной связи с другими людьми. Обратная связь - это мягкое выражение для обозначения критики. Как правило, мы настолько уютно чувствуем себя в том образе, который представляем другим, что до тех пор, пока не услышим критику в свой адрес, считаем, что у нас все в порядке, нам нечего совершенствовать.


Только обратная связь может подтвердить нам, что созданный нами имидж именно тот, на который мы рассчитываем. Если вы преподносите себя как уверенного, удачливого человека и видите, что этот вариант так же воспринимается и другими, ваш собственный воображаемый имидж еще более утверждается. Но если другие люди не принимают вашу версию и относятся к вам как к неуверенному в себе, неполноценному человеку, то ваше представление о себе может быть поколеблено. Некоторые люди полностью зависят от мнения окружающих, другие, наоборот, считают глупцами всех, кто не согласен с ними или имеет другие взгляды на жизнь.


Осуществление обратной связи представляет определенные трудности. Нет смысла критиковать такие аспекты человека, которые он не в силах изменить. Какой толк говорить человеку невысокого роста: "Тебе не стыдно? Мог бы быть и повыше"- но можно посоветовать ему надеть костюм, в котором и брюки и пиджак будут одного цвета, что создает более стройный силуэт, в то время как костюм из деталей разного цвета зрительно укорачивает фигуру. Есть смысл также предложить ему держаться прямо, когда он сидит или стоит, и пользоваться экспансивным, а не защитным "языком тела", т. к. при этом человек выглядит более значительно. Критикуя других людей, обязательно отмечайте их положительные стороны и вносите реальные конструктивные предложения.


Для того чтобы напроситься на критику со стороны других людей, требуется определенное мужество. Многие из нас предпочли бы остаться как есть, только бы не травмировать себя переменами. Обратитесь к тем, кому вы доверяете, кого хорошо знаете и можете быть уверены в их великодушии по отношению к вам. Объясните, что вы хотели бы изменить какой-либо аспект вашей личности и хотели бы посоветоваться по этому вопросу. Попросите их установить с вами обратную связь и поблагодарите их, если они согласятся. Попросите человека, который выскажет вам свое мнение, сделать это как можно подробнее, и, в случае необходимости, можно прибегнуть к мнению еще и третьей стороны.


Люди часто критикуют, не осознавая этого. Комплименты являются формой позитивной критики, и многие из нас чувствуют себя неловко, направляя их в чей-то адрес или принимая на свой счет. Когда мы сами говорим кому-либо комплименты, то не можем отделаться от подозрения, что затрагиваем слишком личные темы, а когда нам говорят комплименты, чувствуем себя неловко и реагируем даже неприлично, говоря: "О, да это уже старье", когда нам говорят комплименты по поводу одежды, или "Я не очень в этом уверен", когда нас поздравляют с тем, что мы произвели на кого-либо хорошее впечатление. Вместо этого надо было бы принять комплимент с улыбкой, поблагодарить того, кто сделал его, и позволить, чтобы вас одобрительно похлопали по спине.
Есть люди, которые постоянно говорят комплименты, как бы заискивая перед другими, и мы понимаем их мотивы. Наиболее действенные комплименты - это подтверждение того впечатления, на которое человек и рассчитывал.


Другие могут неосознанно критиковать то, как вы себя подаете. Когда люди постоянно переспрашивают вас, потому что не могут понять вашу речь, они тем самым критикуют один из аспектов того, как вы себя подаете. Если хорошая подруга говорит вам, что ей нравится, когда вы носите более длинные волосы, она тем самым посылает вам сигнал обратной связи. Если люди постоянно пытаются подбодрить вас, значит, вам надо изменить или свою манеру держаться, или "язык тела", или выражение лица. Чем больше вы исследуете обратную связь, расспрашивая о подробностях: "Как вы думаете, не слишком ли быстро и не слишком ли тихо я говорю?", или "Не отрастить ли мне волосы подлиннее?", или "У меня не угрюмое выражение лица?", или "Я не сутулюсь?" - тем легче вам будет исправить свои просчеты.


Иногда критика вместо пользы приносит вред. Критика, передаваемая через других лиц, типа "такой-то и такой-то сказал..." не является надежным источником обратной связи, особенно если вы не можете проверить эти слухи. Задайте себе вопрос, что кроется за такой критикой, и решите для себя, стоит ли ее принимать или нет. Помните, вы всегда можете узнать у другого человека, готов ли он выслушать вашу критику, задав ему вопрос: "Хотите, я выскажу свое мнение по поводу того, как вы держитесь?", - и человек может отказаться.


Кроме друзей, коллег и родственников вы можете воспользоваться для получения обратной связи мнением экспертов и вашими собственными источниками информации. Армия специалистов готова прийти вам на помощь при создании вашего имиджа и при овладении искусством общения. По возможности пользуйтесь рекомендациями людей, лично знающих этих специалистов. Видеокассеты, зеркала, магнитофоны и реакция на вас других людей также помогут вам управлять своим развитием.

Упражнение:
Ваш собственный воображаемый имидж создается путем оценки своих сильных и слабых сторон. Для этого требуется определенное мужество. Полезно будет составить перечень своих сильных и слабых мест с точки зрения двух-трех человек, имеющих для вас большое значение, а затем описать себя, как вы сами себя видите. Из этого упражнения вы можете узнать, что сами себя вы представляете совсем не таким, каким другие видят вас, следовательно, ваш имидж, подаваемый людям, нуждается во внимательном изучении; или что вы не представляете, как другие люди воспринимают вас. В этом случае вам потребуется критика в ваш адрес. Если вы видите себя в ином свете, вам необходимо повысить свой воображаемый имидж и постараться заручиться поддержкой других людей, установив с ними обратную связь.