Исследование своего имиджа
 
 Спонсоры проекта
 
 Идентификация и индивидуальность

Человеческой личности необходима идентификация с другими человеческими личностями, но, с другой стороны, она испытывает потребность в отстаивании своей индивидуальности. Нам всем присущи эти две потребности, и, когда происходит столкновение этих взаимоисключающих потребностей, человек вступает в конфликт с самим собой и окружающими его людьми. Все наше существование вращается вокруг этих потребностей. В детстве вы не могли обойтись без матери, вы чувствовали не только потребность, но и желание быть с ней, и в то же время старались вырваться из ее объятий и обрести независимость. Мне кажется, что эти две основные потребности человеческой личности оказывают огромное влияние на то, как мы подаем себя, а также на взаимодействие с другими людьми.

 

 

Идентификация с другими людьми
Вы можете показать, что хотите быть идентифицированы с другими людьми, следующим образом:

  • своей внешностью - ваша одежда может показывать ваше желание быть ассоциируемым с определенной группой людей, вашу принадлежность к определенному племени, будь то юппи или зулу;
  • своей манерой держаться и "языком тела" - понаблюдайте за ватагой четырнадцатилетних ребят и вы заметите, что все они одинаково развязно ведут себя в толпе себе подобных;
  • своей манерой речи - в какой степени вы адаптируете свою речь и акцент в зависимости от того, с кем говорите? Некоторые люди испытывают настолько сильное желание быть принятыми, что постоянно меняют свою речь, подстраиваясь под других;
  • выбором слов - те же подростки могут громко ругаться, произнося одинаковые слова, показывающие принадлежность к данной группе и солидарность с другими ее членами;
  • вашими аксессуарами - такие символы общественного поклонения, как клубные галстуки, сотовые телефоны, автомобили новейших марок типа "Ситроен 2CV", являются показателями принадлежности к определенной общественной группе;
  • окружающими вас предметами - новейший дизайн вашего дома или офиса может демонстрировать другим, что вы идентифицируете себя с группой избранных законодателей моды.

Утверждение своей индивидуальности
Но так как все мы представляем собой смесь этих двух противоречивых потребностей, то теми же самыми характеристиками вашего имиджа вы сможете продемонстрировать свое стремление к индивидуальности:

  • своей внешностью - вызывающая одежда и нестандартная прическа выделят вас из толпы, особенно если вы работаете в солидном учреждении с давними традициями;
  • своей манерой держаться и "языком тела" - вы можете пройтись, как Мэрилин Монро, и тем самым выделиться среди других пешеходов. В ситуации, когда вы не согласны со всеми другими, своей позой вы можете продемонстрировать, что имеете иное, чем все остальные члены группы, мнение по данному вопросу;
  • своим голосом и речью - вы можете усилить свой акцент в определенных группах для утверждения своей индивидуальности. Вы можете заявить о своем присутствии в каких-либо общественных местах, например библиотеке или ресторане, если будете говорить громче, чем все остальные;
  • выбором слов - вы можете использовать непонятные слова для того, чтобы показать свое превосходство над другими;
  • своими аксессуарами - они могут являться отражением ваших достижений и служить доказательством вашего социального и финансового положения: украшения из бриллиантов, шарфы ручной работы, антикварные карманные часы;
  • окружающими вас предметами - они могут выражать вашу индивидуальность через интересные произведения искусства, необычную мебель.

Из вышесказанного становится понятно, что достижение успеха в идентификации или отстаивании своей индивидуальности зависит от конкретной ситуации и от конкретных людей, с которыми вы общаетесь. Например, часы "Ролекс" могут демонстрировать солидарность с ценностями группы крупных бизнесменов, и вы можете быть уверены, что в этой группе найдутся другие, имеющие тот же "знак отличия". Но если те же часы надеть на собрание общества "Друзей Земли", то там они сразу же выделят вас из толпы и даже вызовут удивление присутствующих.


С этими двумя основными потребностями связаны и другие характеристики. Степень, в которой вы ищете одобрения других людей и хотите быть принятыми ими, желаете приспособиться к потребностям других людей, связана с потребностью в идентификации. Если в определенной ситуации вы более всего озабочены отстаиванием своей индивидуальности, тогда на первый план могут выйти такие цели, как желание выделиться, подчеркнуть свои достижения, показать, что вы имеете свое собственное мнение. Мы не можем отделить друг от друга эти потребности. У вас может быть желание завоевать одобрение других людей и идентифицировать себя с ними, подчеркивая свои достижения и отстаивая тем самым свою индивидуальность.


Многое из того, что мы делаем и как мы себя подаем, зависит от хрупкого равновесия этих двух потребностей. Человек, постоянно соглашающийся со всеми, внимательно слушающий и редко осмеливающийся на высказывание своего мнения, подает себя как образ человека, поведение которого обусловлено потребностью в идентификации (я говорю "подает себя как образ", потому что неизвестно, что у него происходит в душе). В то же время человек, который постоянно бросает вызов другим, не дает никому и слова сказать, навязывая всем свое мнение, не боится обидеть собеседников, подает себя как контрастный образ, поведение которого обусловлено желанием продемонстрировать свою индивидуальность.